Вы задумывались, почему для вашей подруги самая любимая еда – пирожное, а для вас – молочный шоколад? Более того, даже у близнецов, как правило, разные вкусовые пристрастия. Тяга к аппетитной еде формируется в большинстве случаев бессознательно. Обычно люди не могут обосновать, почему именно та или эта еда для них является любимой.
Поиск причин, по которым люди без ума от сыра, блинов или конфет выявил две базовых связи:
- прошлые ассоциации с едой;
- личностную идентификацию.
Приятные ассоциации, связанные с определённым продуктом или блюдом – вот наиболее частая причина, по которой мы «влюбляемся» в ту или иную пищу на всю жизнь.
На привязи ассоциаций
Попробуйте прямо сейчас вспомнить, когда и при каких обстоятельствах вы впервые попробовали еду, которая сейчас для вас является аппетитной. Если, конечно, сможете это вспомнить.
Скорее всего, эти воспоминания окажутся привязанными к определённому празднику. Например: «Вкус новогодних мандаринов в детстве вместе с праздничным настроением запомнился мне на всю жизнь». Или к определённому человеку. Например: «Мы с отцом по выходным ходили в парк на карусели и всегда покупали сахарную вату». Могут быть ассоциации с приятными чувствами, которые человек хочет пережить заново: «Я всегда вспоминаю отдых на море, когда ем мороженое с фруктами».
В некоторых случаях это живые, яркие воспоминания, когда осознаём их и даже, кажется, чувствуем запах аппетитной еды. Иногда эти воспоминания смутные, пробуждающие общие чувства успеха, победы, безопасности, любви, домашнего уюта, признательности. Они и притягивают нас к такой еде.
Вторая, очень любопытная причина формирования тяги к аппетитной еде, связана с персональным отождествлением. К такому выводу психологи пришли в результате относительно недавних исследований
Оказывается, один человек считает для себя аппетитным, например, торт, потому что этот человек самого себя считает «сладким и красивым». Другой отождествляет себя с супом, потому что он «тёплый и домашний». То есть люди начинают рассматривать ту или иную еду как комфортную, потому что на подсознательном уровне рассматривают её как согласующуюся с их индивидуальностью.
Официанты с большим опытом могут предсказать с удивительной точностью, что закажет незнакомец, впервые переступивший порог ресторана. Как? По походке, одежде, взгляду и другим невербальным сигналам. Сотрудники заведений общепита, может быть, не очень хорошо разбираются в психологических типах личности. Однако простая классификация посетителей в соответствии с пристрастием, например, к тому или иному виду супа даёт удивительно схожие результаты. Причём они практически не зависят от места проживания и даже от национальности! Итак, вот наиболее явные ассоциации:
Характерологические особенности |
Предпочитаемый суп |
«Домосед»: любитель домашнего очага и сериалов, увлекающийся хобби, рассчитанным на одного. |
Куриный с вермишелью |
«Остряк»: интеллектуал, немного саркастичный, любитель рассказывать анекдоты. |
Говяжий острый |
«Душа компании»: обладает состязательным духом, наслаждается вниманием к собственной персоне. |
С морепродуктами |
«Законодатель мод»: знаток кулинарии и всех последних новостей, поклонник десертов, любит путешествовать. |
Томатный |
Личностное отождествление используют производители шоколадных батончиков: в рекламе «Сникерса» снимаются энергичные молодые люди, а в рекламе батончика «Натс» – «ботаники».
Десерт «на закуску»
Задумайтесь, почему за обедом вы едите своё любимое блюдо в начале трапезы или стремитесь оставить его напоследок? Мир делится в этом плане пополам. Что характерно, люди не едят свой любимый продукт в середине трапезы. Все используют только одну из двух «стратегий еды»: либо сохраняют самое вкусное напоследок, либо едят самое вкусное сначала.
Оказывается, это наши детские привычки в питании преследуют нас на протяжении многих лет. Люди, которые ели самое вкусное в начале, были либо самыми младшими в семье, либо происходили из больших семей. Те же, кто сохранял вкусное напоследок, были единственными или старшими детьми. Они могли позволить себе приберечь своё любимое блюдо как награду, зная, что оно точно дождется их до конца трапезы. Для детей же из больших семей всё было наоборот. Для них еда – объект соревнования, даже когда её достаточно. Как говорится: «Кто успел, тот и съел».
Если ребенок поставлен в условия, когда съедает своё любимое блюдо в первую очередь, развивается постоянная привычка съедать сначала высококалорийные продукты в ущерб более здоровым блюдам: салатам, фруктам, овощам. Это – рецепт ожирения. Такой человек вырастет достаточно сообразительным: «сразу съест самое вкусное» при каждом представившемся случае. Но у этой стратегии есть проблема. Несколькими десятилетиями позже, когда у человека во взрослой жизни еды становится вдоволь, он по-прежнему будет съедать «на закуску» десерты. А до здоровых блюд просто «руки не дойдут».
Пищевые ассоциации могут существовать всю жизнь. То, что было на обеденном столе 30 (или даже 50 лет) назад, влияет на нас и сейчас. Мы можем сознательно отвергать эти склонности. Но это не значит, что они исчезнут сами собой.
Тактика сопротивления: измените аппетитную еду
Даже если ваши любимые продукты включают лишь печенье, конфеты, чипсы и торты, не всё потеряно! Наверняка вы, будучи уже взрослым, попробовали что-то невероятно вкусное и навсегда полюбили этот вкус. Поэтому изменить свои пищевые пристрастия можно достаточно легко.
Секрет прост: начните соотносить здоровую пищу с положительными моментами вашей жизни. Пробуйте низкокалорийную пищу на отдыхе, во время праздников и других приятных событий. Результаты не замедлят себя ждать
Вместо того, чтобы отпраздновать личную победу с помощью мороженого, пропитанного шоколадом, попробуйте небольшую вазочку мороженого со свежей клубникой. Это не такая уж большая жертва! И уже скоро ваш список любимых и полезных продуктов начнёт увеличиваться.
Автор: Андрей Бобровский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, обладатель Кембриджского сертификата SCOPE в лечении ожирения, автор метода снижения веса.