Взаимосвязь душевного настроя человека и количества/качества потребляемой им пищи замечена западными учёными ещё в середине прошлого столетия. В 1952 году газета «Newsweek» публикует статью «Тучная личность». Её идея такова: желание есть разные высококалорийные блюда вызвано тоской, неустроенной личной жизнью и сексуальной неудовлетворённостью. В 1959 году журнал «New York Times» отмечает, что 90% всех случаев ожирения вызваны психогенными проблемами.
Неудивительно, что ещё в 50-х годах прошлого столетия в США впервые в мире стали проводиться психотерапевтические группы для людей, страдающих ожирением. В России подобные методы получили распространение лишь спустя долгих 40 лет – в начале 90-х годов. Но ещё целое десятилетие приходилось разъяснять нашим соотечественникам, почему ожирение надо лечить психологическими техниками, и объяснять связь настроения, переедания и избыточного веса. «Доктор Борменталь» стал в нашей стране первой компанией, которой удалось в российских масштабах преодолеть недоверие соотечественников к групповым психотерапевтическим тренингам.
Однако, когда за просвещение масс и «лечение пищевой зависимости» рьяно взялись глянцевые журналы и еженедельники, стало появляться множество противоречивых, а порой и откровенно вредных для здоровья вымыслов на тему «как похудеть». Один из таких мифов мы сейчас рассмотрим.
«Вкусно» – не значит «сладко»
Мнение, широко культивируемое в глянцевых журналах, гласит: икона аппетитной еды – сладкий шоколадный торт с начинкой из мороженого, политый карамелью. В действительности далеко не вся комфортная, сладкая еда является угрозой стройности.
Мы провели статистический опрос наших соотечественников с целью выяснить: какая еда для них является наиболее аппетитной, то есть используемой не для восполнения потребности тела, а для получения удовольствия. Термин «аппетит» в нашей методике снижения веса мы используем исходя из перевода этого слова с греческого («стремление, желание») и объяснения этого слова в словаре Брокгауза и Ефрона: «Аппетит – прихоть, направленная для удовлетворения вкусовых нервов. Обыкновенно эта прихоть является уже после насыщения».
Хотя шоколад с мороженым и возглавляли список «Еды для удовольствия», тем не менее, 40% названных продуктов были в действительности достаточно здоровыми. Многие из опрошенных людей предпочитали доставлять себе удовольствие фруктами, овощами, мясом, супами. В итоге был сделан вывод: для погружения в психологический комфорт и приятные воспоминания, связанные с едой, люди не обязательно используют что-то крайне сладкое или жирное. Продукты, насыщающие не только тело, но и душу, могут быть полезными для здоровья и похудения.
Джентльмены предпочитают погорячее
Ещё один сюрприз. Когда мы давали людям длинный список продуктов и просили их выбрать те, которые они лично находят наиболее аппетитными для себя, предпочтения мужчин и женщин явно отличались. Три продукта, наиболее высоко оцененные женщинами – это мороженое, шоколад и печенье, то есть сладкие продукты для перекусов.
Мужчины наиболее высоко оценили мороженое, стейк и суп. Итак, кроме мороженого, мужчины оценили горячие блюда, относящиеся к «настоящей еде».
Отчего между вкусами мужчин и женщин такая большая разница? Когда мужчин спрашивали, почему они предпочитают стейк и суп шоколаду и печенью, они сначала говорили о приятном вкусе и сытности этих блюд. Но если мы углубляли вопросы, многие мужчины признавались, что когда они едят горячую пищу, то чувствуют себя «балованными», «изнеженными». Иными словами, они ощущают проявление заботы о них. В целом они ассоциировали эти продукты с тем, что находились в центре внимания матери или жены. Таким образом, подтвердилась верность поговорки «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок».
Женщинам тоже нравились горячие блюда, но для них, например, суп не имел таких приятных ассоциаций, как у мужчин. Скорее наоборот. Когда женщины думают о горячей еде, они невольно вспоминают об усилиях, которые затрачивали на её приготовление их матери, а потом и они сами. Для женщин горячая еда связана не с комфортом, а с вознёй на кухне.
Зато любимые продукты женщин: конфеты, печенье, мороженое и шоколад – не требовали приготовления. Эту пищу не нужно готовить, а затем убираться и мыть кастрюли – можно наслаждаться ей, не прикладывая никаких усилий!
С едой по аппетиту с целью подавления плохого настроения дело обстоит следующим образом. Исследования в кинотеатрах выявили одну особенность. Во время просмотра грустного фильма попкорна съедается на 30% больше по сравнению с фильмом комедийного жанра.
Анкетирование наших пациентов обнаружило подтверждение этому: если мы хотим исправить плохое настроение, самый быстрый способ – съесть что-нибудь приятное на вкус, дающее нам некоторую эйфорию. Чаще всего это сладости. Совсем другое дело, когда настроение у нас хорошее. Если мы хотим его поддержать или даже усилить, мы можем это сделать, съев что-нибудь более полезное и не вызывающее у нас чувства вины за возможный «привес».
Тактика противодействия
Масштабные маркетинговые исследования, проведённые в России компанией «ТОЙ-опинион ресеч» выявили, что большинство жителей связывают похудение с диетой и отказом от любимых продуктов. Неважно, в каком городе проводился опрос – в Бийске или Санкт-Петербурге. Решение, принятое в понедельник: «Я никогда в жизни не буду есть мороженое!» – обречено на провал. Аппетитная еда помогает сделать жизнь приятной. Спасение в том, чтобы научиться правильно есть своё любимое лакомство – в той «дозе радости», которая не повредит фигуре.
Автор: Андрей Бобровский, врач-психотерапевт, диетолог, кандидат медицинских наук, обладатель Кембриджского сертификата SCOPE в лечении ожирения, автор метода снижения веса.